Форум проєктувальників електричних та слабострумних мереж
Проєктування => Електропостачання => Тема розпочата: yuli від 08 Червень 2011, 16:26:01
-
Добрый день, всем!
Подскажите, пожалуйста, если есть ТП и в ней ячейки, от которых питаются трансформаторы, состоят не их выключателя нагрузки и предохранителя, а защищаются вакуумными выключателями, то надо ли в такой ТП ставить трансформатор напряжения или нет? Если надо, то достаточно на одной секции шин или надо ставить на обоих секциях?
Спасибо за ранее))
-
Схему РУ-6 кВ ТП прикладываю
-
Нет. ТН-ы не нужны. они требуются либо для учета, либо для организации АВР-10 кВ, либо для сложных защит, требующих питания по цепям напряжения. В случае защиты на ТП достаточно токовых цепей для питания реле защиты и еще необходимо будет от шкафа собственных нужд ТП привести шинки управления и сигнализации. И все.
Я смотрю - шкафы Шнайдер. Значит защита что-то типа vip30. Насколько я помню ей достаточно только токовых цепей, И скорее всего ей не нужны даже шинки управления и сигнализации. Если я неправ, пусть уважаемые представительи Шнайдера меня поправят. Если же защита собрана на чем-то другом - то нужно смотреть, что за реле защиты.
-
да, ячейки Шнайдера, только я думала туда Сепамы поставить. А еще вопрос - надо ли как-то расчитывать уставки на эти реле и может есть пример какой-то по защите трансформатров. А то я делала только защиту линий и пока не знаю, как быть с трансформаторами.
Может есть пример такой подстанции? Если поможете - буду очень признательна)))
Спасибо
-
В принципе защиты стандартная - м.с.з. + токовая отсечка. сейчас поищу пример расчета
-
смотри, подстанция питается кабелем от РУ-6 кВ ПС 35/6 кВ. защита трансформаторов должна быть селективна с защитой линии?
-
У меня там есть АВР -10 кВ. Он показан на схеме
-
А от чего зависит выбор ТН? Как его правильно выбрать? Просто есть, например, в РП двух- и трехобмоточные трансформаторы. Они должны быть на каждой секции шин или достаточно на одной? И как выбрать его мощность?
Спасибо))
-
АВР-10 кВ в ТП? =-0 это еще зачем? А РЕС об этом знает? Просто, насколько я понимаю принципы управления сетями в РЕС-ах АВР в ТП им поломает все, что только можно. по 0,4 кВ - нет вопросов - но по 10 кВ - я видел только в РП. Там же и ТН-ы установлены.
Защиты разумеется должны быть согласованы.
Вот пример расчета - на последнем листе карта уставок.
-
А почему нельзя АВР в ТП? :o
-
Я не знаю где у Вас объект, но в сетях Киевэнерго это запрещено.
Попробую пояснить почему.
Дело в том, что в Киеве сети 10 кВ выполнены преимущественно магистральными - то есть в наличии цепочка 2-х секционных ТП замкнутых на 1 или 2 РП. И в случае если пропадает питание на одной из цепочек (срабатывает защита на РП), то это отображается у Диспетчера соответсвующего РЕС и уже он принимает решение: что делать - включить разрез, попробовать включить повтороно выключатель на РП или где-то включить секционник, или еще что. Но!!!!
Это решение приниает Диспетчер!!!!
В случае же если у Вас есть АВР по 10 кВ, то при неаварийном отключении кабеля в РП (для ремонта, испытаний или еще по какой-либо причине) у Вас сработает АВР и отключенный кабель окажется под напряжением со стороны распредцепочки и монтажники, работающие в РП могут оказаться под напряжением.
Может быть я немного путано объяснил, просто я никогда не работал в оперативном персонале РЕС, если есть кто-то более опытный в этом - пусть объяснит точнее.
-
Спасибо за разъяснение!!! Этот объект в Одеесе, но думаю, что там такой же принцип работы.
А не могли бы вы еще мне объяснить как все-таки выбирается ТН и сколько их надо?
-
Может кто-то подскажет - если две секции шин, то надо обязательно 2 измерительных трансформатора напряжения или могут быть случаи, когда достаточно одного на одной из секций шин?
Спасибо большое :)
-
ТН нужен на РП по одному на секцию. Критерии выбора - честно говоря не помню, посмотрю, скажу
-
Может кто-то подскажет - если две секции шин, то надо обязательно 2 измерительных трансформатора напряжения или могут быть случаи, когда достаточно одного на одной из секций шин?
Спасибо большое :)
А секции шин имеют раздельное питание? Если раздельное, и имеется учёт по стороне 6 кВ, то да необходимо два ТН. А вообще я не понимаю для чего в ТП ТН? С 1993г работаю в РЭС, 6 лет работал мастером группы подстанций, видел ТП 10/0,4кВ с питанием по трём ВЛ-10, от разных подстанций, эти ТП когдато питали очень большие молочно-товарные фермы. Там ещё с советских времён была автоматика, только при исчезновении напряжения с одной из сторон, ВМ-10 со стороны исчезнувшего напряжения автоматически отключался.
-
yuli, я бы вам посоветовал поставить Sepam серии 20. VIP30 практически не используются сейчас на ячейках SM6-24.
-
Вопрос — расположение РУ6 будет однорядное или двухрядное?
Ячейки CM2 лучше заменить на CM (если их все-таки будет учет, и на двух секциях). Так как в последних устанавливается ТН с двумя вторичными обмотками, одна из которых "разомкнутый треугольник с нагрузочными резисторами" (то есть тот тип, который нужне для сетей с изолированной нейтралью). В CM2 у нас вроде нет такой возможности установить необхдимый тип ТН-а. Эти ячейки используются, когда нейтраль заземлена.
Также предусмотрите модули заземления сборных шин EMB (они устанавливаются сверху на ячейки IM в вашем случае). Ячейку GAM замените на IM, потому что у вас не будет возможности вывести в ремонт кабельную перемычку (придется "гасить" обе секции).
И еще по Sepam — на фидерах тр-ров Sepam T20 (T24 если надо УРОВ), на вводах S20 (S24 если надо УРОВ).
Вроде как все=)
И "вероятность" АВР-а, как правильно подметил Андрюха РЗА, здесь невысокая) Если это сугубо тупиковая ТП.
-
Спасибо, поставили ТН на обоих секциях. На секционнике поставили вакуумный выключатель. учета в ТП не будет. я поставили Сепам 10 для защиты трансформатор и Сепам S40 на вводных и секционной ячейках для организации АВР. ТП будет тупиковая
-
А модули заземления сборных шин надо устанавливать на всех ячейках IM, или только на вводных?
-
сейчас схема выглядит вот так
-
Заземление сборных шин ПУЕ требует по 2 комплекта на секцию, и при этом, если есть ТН, то один комплект должен быть в Ячейке ТН. А с какой целью все же ставили ТНы?
-
ТНы поставили для организации АВР. как сказали в Шнайдере, то для Сепам 10 ТН не нужны, а для Сепас S40 нужны и ТТ и ТН.
А в какие тогда ячейки мне поставить эти зеземления сборных шин, подскажите, пожалуйста?
-
Организация АВР-10 в ТП? Ну ладно, тут дело ваше. Я свои аргументы уже успел высказать.
А по поводу заземления - у Шнайдера вроде бы есть блок заземления сборных шин, который крепится на любую ячейку (Это я видел у них в SM6), если я где-то ошибаюсь, пусть уважаемые представители шнайдера меня поправят.
-
блок заземления сборных шин, который крепится на любую ячейку (Это я видел у них в SM6)
не совсем так. Зависит от ширины ячейки и от комплектации (наличие НН отсека или отсека для глухого кабельного ввода сверху).
Что значит два зазем.ножа на секцию? Кто видел вообще такие схемы "живьем"?
-
...
Что значит два зазем.ножа на секцию? Кто видел вообще такие схемы "живьем"?
Смотрим в книгу (ПУЭ), видим не скажу что:
4.2.24. РУ и ПС должны быть оборудованы стационарными ЗН в соответствии
с требованиями безопасности заземления аппаратов и ошиновки без применения
переносных заземляющих проводников, за исключением условий, приведенных
в4.2.25.
...
Каждая секция (система) сборных шин РУ напряжением 6 кВ и выше должна
иметь два комплекта ЗН. При наличии трансформаторов напряжения заземление сборных шин должно осуществляться ЗН разъединителей трансформаторов
напряжения. На случай вывода ЗН в ремонт на разъединителях, оснащенных ЗН, следует
предусматривать вторые комплекты ЗН на других разъединителях данного участка
схемы, расположенных со стороны возможной подачи напряжения. Последнее
требование не касается:
- ЗН со стороны линий линейных разъединителей (при отсутствии обходной
системы шин или ремонтной перемычки со стороны ВЛ);
- ЗН, установленных как самостоятельные аппараты отдельно от
разъединителей;
- ЗН в цепи секционной связи КРУ.
...
Это не я нарыл. Это нас экспертиза Охраны труда (та, которая на Ливарского) носом ткнула. Мы ее еле-еле уламали на один комплект ЗН, в случае ячеек с элегазом. Решение Киевнегро и без этого выдает, просто потом при сдаче идет экспертиза охраны труда и они начинают писать свои замечания. Ну и начинается "веселье".
-
Андрюха РЗА, а подскажите , пожалуйста, на какие из ячеек в моей схеме поставить заземление сборных шин (без привязки к производителю оборудования). Ну вот есть такая схема, как у меня, но не смотрим на каких ячейках она сделана?
-
то нас экспертиза Охраны труда (та, которая на Ливарского) носом ткнула. Мы ее еле-еле уламали на один комплект ЗН, в случае ячеек с элегазом. Решение Киевнегро и без этого выдает, просто потом при сдаче идет экспертиза охраны труда и они начинают писать свои замечания. Ну и начинается "веселье".
а у вас ЗН стационарные были (отдельным модулем или на ячейке ТН)?
Этот чудесный пункт можно интерпретировать по-разному. Вообще, требование изложено бредово. Когда эта редакция попала в руки, то, прочитав, — много думал) Потом решил не заморачиваться, так как (в случае с SM6-24, где заземление выполняется отдельным модулем):
Каждая секция (система) сборных шин РУ напряжением 6 кВ и выше должна
иметь два комплекта ЗН. При наличии трансформаторов напряжения заземление сборных шин должно осуществляться ЗН разъединителей трансформаторов
напряжения. На случай вывода ЗН в ремонт на разъединителях, оснащенных ЗН, следует
предусматривать вторые комплекты ЗН на других разъединителях данного участка
схемы, расположенных со стороны возможной подачи напряжения. Последнее
требование не касается:
- ЗН, установленных как самостоятельные аппараты отдельно от
разъединителей;
Для Juli — не совем корректно вопрос звучит) в случае с любыми импортными ячейками нужно обязательно смотреть каталог и понять что предлагает производитель (часто эти решения отличаются между брендами). Самому придумывать лучше не стоит). На отечественных КСО — заземление выполняется отдельной ячейкой или с помощью ШМР. КРУ — отдельная ячейка или ЗН на ячейке ТН. Как- то так. Андрюха может че добавит еще.
-
Та, я понимаю, что надо конечно же смотреть на производителя оборудования. Просто я хочу понять в целом куда устанавливать эти заземлители сборных шин. Т.е. если схема сделана на яейках КСО или КРУ, то надо по две таких ячейки поставить на каждую секцию и кроме того в ячейке с ТН они тоже должны быть? А если это, например, оборудование Шнайдер, то устанавливать на те ячейки, которые предлагает производитель?
-
Коллега Alskiy все правильно сказал: у разных брендов по-разному. У Шнайдера - это отдельный блок, у Сименса и отечественных образцов - отдельная ячейка. А то, что требование бредовое - это да, но как там было: "Dura lex, sed lex" (с) "Закон суров, но он закон" Поэтому мы обязаны это требование выполнять. Так что смотрим в каталог на конкретные ячейки и выбираем.
Alskiy - по поводу ЗН - мы делали на Сименсе - поэтому у нас были отдельные ячейки ЗН. (в ТН-ах не было заземления, так как там ТН-ны цеплялись прямо на сборные шины во вводных ячейках)
-
поэтому у нас были отдельные ячейки ЗН
ну это плохо, если к продуманному и испытанному решению уже придираются, так как это "- ЗН, установленные как самостоятельные аппараты отдельно от разъединителей; ...". Вроде как не вопросов быть не должно. Андрюха РЗА, А что конкретно экспертиза хотела? Что бы вы ставили по две ячейки/модуля заземления СШ на секцию?
-
А в какие тогда ячейки мне поставить эти зеземления сборных шин, подскажите, пожалуйста?
я вам схему отправил на е-почту.
-
А что конкретно экспертиза хотела? Что бы вы ставили по две ячейки/модуля заземления СШ на секцию?
Угу, именно хотела второй комплект. Но мы сумели отбиться, мотивируя все это наличием элегаза. Как правда они нас при этом в принудительную вентиляцию носом не ткнули, сам не понимаю.
-
Вот еще вопрос, который хотелось бы поднять. В 2-х секционной ТП на каждой секции установлены ТН-ы Они-же в релейной защите включены в схему АВР. Теперь суть вопроса: при пропадании напряжения на одной из линий, включается АВР и соответственно ТН отключенной секции получает питание. Как вакуумный выключатель на отключенном вводе включится при наличии напряжения на его отключенной линии (поймет, что питание на отключенном вводе присутствует)?????
-
Никак не включится.
ТН нужен для того, чтобы Секционник не включился автоматически при наличии напряжения на второй секции либо на к.з. на шинах. А включается вакуумник на вводе вручную или по телемеханике.
-
Вот в том и вопрос, хочу построить систему АВР, а не ручное (оно-же дистанционное/телемеханика). Применять буду МРЗСы, там в реле на ТН есть подключение как основных сигналов с ТНов, так и вспомогательных сигналов с ТСНов. Вот и задался таким вопросом.
-
Все правильно. АВР нужен для того, чтобы включился секционник при пропадании напряжения на втором вводе, но включать ввод обратно можно только оперативно/по телемеханике, но не автоматически.
-
Ситуация осложняется тем, что схема предусматривает 4 ввода + 3 секционки. Я просто представляю себе ситуацию отключения 3-х вводов, в пот бросает.
-
Скажу честно, я с трудом себе представляю схему АВР для 4 вводов. А к чему такие излишества? Почему бы не разбить схему на 2части по 2 ввода и секционный на каждой из частей.
Ну или сделать так: 2 секции, на каждую по 2 ввода. 2 основных завязать с секционником в схему АВР, а по одному резервному на каждую секцию вводить вручную.
Просто если схема 4-х секционная с 3-мя АВР, то каждый ввод должен быть завязан с 2-мя секционниками... Запутаться элементарно.
-
Вот именно так мне и предстоит сделать и не запутаться. Так хочет заказчик. Проекта нет и наврядли будет сделан, так что буду сам искать выход из данной ситуации. Было бы не плохое решение, но сэкономили на ТСНах. Их всего 2, было бы 4, тогда можно было очень классный АВР сделать. А так их 2, и установлены на 1-м и 4-м вводах, завязать их смогу, только толку от них мало.
-
А что за объект, мне просто интересно. Кому это нужна такая меганадежность? 4 ввода - это ж даже Гиперособая группа по надежности.
-
Да там дело не в надежности, а в том, что бы затем продавать подключения на сколько я понял. Основой объект это ГИПЕРМАРКЕТ огромной площади. там примерно 100 тыщ кв.м.
-
Вообщем заказчик постановил так сегодня. АВРу - БЫТЬ, только в редакции Андрюха РЗА (пост № 35). Про телемеханику пока ни слова, вообщем полу-ручной режим будет.
-
Можно все же схемку набросать. А то как-то понятие "4 ввода" меня несколько напрягает
-
Вот это чудо.
-
Так это в корне меняет дело. Тебе предстоит собрать 3 нормальных АВР-а. Это проще. каждый АВР задействован между своими 2-мя вводами и своим секционником. Единственный гемор - это вторички вводов №2 и №3 - туда нужно будет сводить концы от 2-х секционников. Но это решаемо (вроде бы :-[)